НОД Аппликация – мозаика с элементами рисования
«Тучи по небу бежали».
Программное содержание: Познакомить детей с техникой аппликативной мозаики: разрезать узкие полоски бумаги синего, серого, голубого и белого цвета на кусочки и наклеивать в пределах нарисованного контура – дождевой тучи. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа. Развивать мелкую моторику, согласованность в движениях обеих рук. Воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию.
Предварительная работа: Наблюдение за тучами и облаками. Беседа о сезонных изменениях в природе, о значении дождя. Рассматривание репродукций, художественных открыток, иллюстраций с изображением дождя. Рисование капелек.
Материалы, инструменты, оборудование: Узкие полоски синего, серого, голубого и белого цвета – для модульной аппликации-мозаики; листы бумаги белого, желтого, розового, светло-голубого цвета – для фона; ножницы, клей, простые и цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые.
Воспитатель показывает детям многоцветную аппликацию-мозаику «Тучи» и просит определить, как сделаны эти необычные тучи. Дети высказывают свои догадки. Воспитатель уточняет и поясняет новый способ:
** готовим узкие полоски бумаги синего, серого, голубого и белого цвета;
**разрезаем все полоски на мелкие кусочки (при этом складываем по 2-3 полоски вместе);
**складываем кусочки отдельными кучками или перемешиваем на месте (показываем поочередно оба варианта);
** берем лист бумги светло-голубого цвета – это небо, по которому сейчас поплывет большая дождевая туча;
** покрываем клеем верхнюю часть тучи и быстро, пока клей не подсох, выкладываем мелкие кусочки цветной бумаги (если кусочки лежат отдельными кучками, вверху приклеиваем белые или светло-голубые); потом покрываем клеем среднюю часть тучи и опять быстро выкладываем бумажки (серого или голубого цвета, если кусочки не перемешаны); затем покрываем клеем нижнюю часть тучи вновь и выкладываем бумажки (синего цвета);
** рисуем капельки дождя цветными карандашами или приклеиваем дождевые струйки – кусочки бумаги синего или голубого цвета.
Воспитатель показывает несколько вариантов туч, рисует мелом на доске контурные тучи разной степени сложности и предлагает детям самим сделать красивые картины-мозаики «Тучи по небу бежали».
Тем детям, которые не владеют ножницами, воспитатель дает готовый для наклеивания материал – мелкие кусочки бумаги разного цвета или конфетти. Напоминает, что из туч обычно идет сильный дождь – ливень или накрапывает мелкий дождик. Спрашивает, какой дождь хотят изобразить дети, и с помощью каких художественных материалов они это сделают. Уточняет и в случае необходимости показывает отдельные приемы рисования.
Дети наклеивают тучи в технике мозаики, дождь изображают разными способами: наклеивают узкие полоски бумаги или рисуют цветными карандашами – отдельные капельки (штрихи), дождевые струйки (прямые или косые линии), сильный ливень (штриховка), дождь «стеной» (тушевка).